fbpx
Лого ddecad.ru

Осветительный шинопровод или кабель, что дешевле? Сравниваем два варианта для производственного здания

Осветительный шинопровод или кабель. Что дешевле

«Применить осветительный шинопровод вместо кабеля» — такую идею решил я проверить в рамках разработки оптимизационных решений по одному из проектов. Преимущества перед кабелем по удобству монтажа налицо, а вот как со стоимостью, что дешевле в реализации: осветительный шинопровод или традиционная схема «лоток + кабель»? Результатами расчетов был немного удивлён, о них дальше. Более ценна эта информация будет для инженеров монтажных компаний (в том числе в финансовом плане), но и обычным проектировщикам тоже будет польза.

Некоторые подробности об объекте, это важно для понимания результатов и применения решения в своих проектах. Речь идёт об освещении цеха производственного здания. Т.е. линии освещения длинные и прямые, нет никаких зигзагов, перепадов высот и прочего. Для офисных помещений это решение не подойдёт.

Итак, я решил для одного не очень большого цеха проверить стоимость реализации (материалы + монтаж) системы освещения в двух вариантах:

  1. Светильники монтируются на кабельный лоток (как было предусмотрено проектом), подключаются кабелем.
  2. Светильники монтируются на осветительный шинопровод, подключаются к шинопроводу.

Перейдём сразу к цифрам, а потом будут некоторые пояснения.

Сравнение стоимости монтажа системы освещения

Стоимость реализации двух вариантов (нажмите для увеличения)

Как видите, стоимость реализации двух вариантов получилась практически одинаковая. 10 т.р. при общей сумме почти в 6 млн. можно отнести к погрешности вычислений.

Чтобы не «светить» реальные стоимости,  я пропорционально подкорректировал числа в таблице, умножив на некоторый коэффициент (конечный результат при этом сохранился).

Пояснения к расчету:

  • Стоимость монтажа осветительного шинопровода принята равной стоимости монтажа кабельных лотков. Примерно так оно и есть по трудозатратам. В обоих случаях к потолку крепим шпильки. В одном случае к ним подвешиваем лоток, а в другом — шинопровод.
  • Крепёж для лотка и для шинопровода используем один и тот же, за исключением кронштейна, но они примерно одинаковы по стоимости.
  • Стоимость монтажа светильников на шинопровод взял в два раза ниже. Светильники на шинопровод монтируются быстрее: наверху подключаются не в коробку, а вилка втыкается в розетку шинопровода (розетки встроенные). Кабель с вилкой подключается к светильнику на земле.
  • Кабель аварийного освещения прокладывается по шинопроводу, в трубу его не надо засовывать (этот момент не учтен в сравнении. Его учёт делает стандартное решение дороже. Раньше так можно было делать, но действующие нормы требуют прокладывать ОКЛ).
  • Кабель рабочего освещения не надо протягивать: экономим время на монтаж + время аренды подъемников. Экономия на аренде подъемников в расчете не учтена.
  • Расчет сделан для небольшого цеха. На больших объемах стоимость шинопровода можно снизить за счет снижение вклада логистической составляющей и это решение окажется дешевле.

Вот так можно сэкономить на монтаже, применив грамотное проектное решение. Дополнительно к неучтённой в расчете экономии мы получаем:

  1. Более гибкую в эксплуатации систему: светильник можно передвинуть по всей длине шинопровода, вытащили вилку из одной розетки и воткнули в другую. При подключении кабелем так легко и быстро не получится.
  2. Сокращение сроков электромонтажных работ.
  3. Экономим на аренде бытовок, транспортных расходах, аренде квартир, раз уж сроки электромонтажных работ сократились.
  4. Шинопровод можно быстро снять и смонтировать в другом месте. С лотком и кабелем так не получится.

P.S. Если вы считаете что «снял шинопровод на одном объекте, перевёз и смонтировал его на другом» — это лишь теория, то я вас разочарую. На моей практике был такой случай. В Санкт-Петербурге во время строительства 1-й очереди ТК «Континент на Звёздной» на верхних двух офисных этажах был смонтирован распределительный шинопровод малой мощности. Еще до сдачи и запуска объекта эти помещения полностью были выкуплены и новому собственнику шинопровод оказался не нужен. Шинопровод быстро сняли, перевезли и смонтировали на другом объекте — ТК «Звенигородский», где он благополучно уже который год работает.


Подпишитесь и получайте уведомления о новых статьях на e-mail

Опубликовано в рубрике: Анализ проекта, Шинопровод

Комментариев к статье: 4
  1. Андрей:

    А как это кабель аварийного освещения положить на шинопровод? Это же не будет ОКЛ, а значит пожарники не допустят)))

    Ответить
    • Вячеслав Шевченко:

      Опыт введённых в эксплуатацию объектов подсказывает, что допускают. smile

      Один из последних объектов, где так сделано, Молочный комбинат Вимм-Билль-Данн (PepsiCo) в Тимашевске.

      Ответить
  2. Андрей:

    Это не серьезно. На авось на больших объектах опасно надеяться. Есть же сертификаты ПБ на ОКЛ, в которых прописаны ТРМы (где все подробно расписано, какой кабель и средства прокладки применять). Почему не делать сразу по уму? Понятно, что у многих пожарников квалификация нулевая, надеятся только на это абсурдно. Кстати, Ваши бывшие коллеги из ТСН уже перекладывали лотки СПЗ, их не повезло)))

    Ответить
    • Вячеслав Шевченко:

      Андрей, да на любых объектах на авось не следует надеяться.

      Нормы не стоят не месте, всё меняется. В статье описывается объект не этого года.

      На тот момент такое решение по прокладке работало. В одном из проектов, который выполнила широкоизвестная в узких кругах smile компания ARUP кабель рабочего и аварийного освещения был проложен вообще в одном лотке (точнее под кабель аварийного освещения отдельного лотка предусмотрено не было).

      Естественно, так нельзя. После моего замечания они сходили в экспертизу и согласовали решение, что на одном лотке можно прокладывать, если кабель аварийного освещения будет в гофре.

      На мой взгляд, толку от пластиковой гофры никакого, т.к. изоляция FRLS более огнестойкая, чем гофра, но такое решение они принесли из экспертизы. И так в дальнейшем был выполнен монтаж. И объект принят и введён в эксплуатацию.

      Далее, это решение мы применяли на других объектах, т.к. гофра дешевле отдельного лотка.

      В любом случае, прокладка сетей аварийного освещения к этой статье не имеет отношения и на результатах сравнения не сказывается.

      Я подозреваю, про объект какой компании идёт речь в отношении бывших коллег (очень бывших, кстати, т.к. с 2006 года там не работаю).

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Telegram-канал сайта ddecad.ru

КАНАЛ В TELEGRAM

Подписаться на Telegram

Шаблоны документов и примеры расчетов
Проектирование электротехнических разделов
Анализ проектной документации
DDECAD. Программа для проектирования электрических щитов